Rambler's Top100
Мюзикл Арт Проект

Штрихи к жанру


[Штрихи к жанру][Создатели мюзикла][Актеры мюзикла][Гостевая книга]

Евгений Гинзбург поиграл в мюзикл, оперетту и цирковое ревю

"Столичная вечерняя газета", 25 сентября 2003 г.

Столичная публика слегка переела "мировых мюзиклов", постановки которых в разных странах похожи друг на друга как гамбургер из "Макдоналдса" в Нью-Йорке на гамбургер из аналогичного фаст-фуда в Тимбукту. В прошлом сезоне подул "Норд-Ост". В этом году антиглобалистское движение продолжает набирать обороты: запускаются "12 стульев" и "Свадьба соек" - единственный в мире мюзикл, который споют под куполом цирка. На закрытом показе последнего побывал корреспондент "Столичной". Премьера - сегодня вечером.

Авторам проекта слово "мюзикл" очень не нравится: они рекомендуют "Свадьбу соек" как "цирковое ревю". От телеконцертов 70-80-х осталось смутное впечатление, что к любому ревю полагается ВИА. И это чистая правда. Еще в 1983 году "Сойки" прямо с концертов грузинского вокально-инструментального ансамбля "Иверия", созданного композитором Александром Басилая, с легкой руки режиссера Евгения Гинзбурга перелетели на телеэкран. А теперь - что характерно, с помощью тех же авторов - отправляются в Цирк на проспекте Вернадского.

В основе сюжета - сказка Важа Пшавела со своеобычным любовным треугольником: пара соек и омерзительный ворон - этакий Яго. Борьба добра и зла происходит в пределах птичьего базара. Мещане, филистеры, буржуа - жирные и бескрылые: самодовольный пингвин - сам себе господин, павлин, гордо заявляющий: "Главное не крылья - важен хвост", и выводок благоразумных кур ("Для чего летать, вечно рисковать?"). У богемы - соек, стрижей и орлов - другие песни: "Нет ничего прекрасней неба синевы, когда парите над всем миром гордо вы". Автор либретто Джемал Багашвили и автор стихов Михаил Танич привнесли в популярные со времен Аристофана и Низами "птичьи аллегории" известную долю иронии. Евгений Гинзбург, режиссер лучших телебенефисов Людмилы Гурченко - "Волшебный фонарь" и "Секрет ее молодости" - и вовсе утверждает, что склонен к самопародии:

- "Свадьба соек" - это игра в мюзикл, оперетту и даже оперу. Это такое легкое умильное пародирование. Я никогда не ставил перед собой задачи повторять достижения американского мюзикла или конкурировать с Бродвеем и Голливудом. У нас не та ментальность и нет той школы, которой отличается этот жанр в Америке. Я молюсь на мюзикл, люблю его, один из моих режиссерских идолов - это Боб Фосс. Но я всегда понимал, что подражать ему нельзя, и понимаю это сейчас особенно остро в связи с так называемым бумом мюзиклов. В этом жанре, если им серьезно заниматься, надо идти только своим путем. В "Свадьбе соек" я увидел этот "басилаевский", "иверийский" путь, потому и решил взяться за новую постановку этого музыкального представления в цирке. Меня всегда привлекало объемное цирковое пространство, магия арены - вот где можно воплощать замысел сразу в нескольких измерениях. Мы соединяем пение, танец, цирковые номера, но не осовремениванием сказку буквально, не делаем ее автомобильно-мотоциклетно-компьютерной, хотя и меняются манежи - водный, ледовый, много спецэффектов. Сказка обретает другие крылья, потому что мы в цирке - и наши певцы осваивают навыки воздушных гимнастов, жонглеров, акробатов.

Ответ на вопрос "А какой удод разрешил полет?" (в данном случае - полет певцов под куполом цирка) очевиден - это худрук Цирка на проспекте Вернадского. Леонид Костюк создал "спецгруппу поддержки" - в каждом эпизоде неопытных певцов страхуют цирковые артисты.

- Я вообще-то человек экстремальный, мне нравится быстрая езда, всяческие необычные ситуации, - признался "Столичной" исполнитель роли Орла Владимир Дыбский. - Но здесь перелетать над ареной, хоть и на специальном троне, поначалу было страшновато. Обрести уверенность и вести себя свободно мне помогают цирковые артисты - по сюжету телохранители Орла. Это особые люди - в цирке нет никакого пафоса, лжи: люди очень собранные, точные, надежные. Олег, который летает на трапеции, говорит - ты переступил манеж, а выйти из него будет трудно. И я в этом уже убедился. Если повезет, может быть, сделаю с моими партнерами цирковой номер и буду в нем так же, как в этом спектакле, петь.

Все партии под куполом споют вживую - артисты-вокалисты предпочли "фанере" опилки цирковой арены.

- Нам поначалу казалось, что трюки, которые придумали цирковые режиссеры, будут мешать вокалу, - рассказал "Столичной" соавтор либретто В. Сташинский. - Представьте, певец на руках, обернутых специальной материей, поднимается вверх, и при этом он должен петь. По сюжету это объяснение в любви героине, это высший пик эмоций: недаром говорят - "подъем чувств". Какой певец испытает и выразит это состояние достоверней? Тот, который стоит на сцене, - или тот, что взлетает под купол цирка? Как тут не вспомнить принципы биомеханики Мейерхольда!

- Ты как хочешь это назови, - считает композитор Александр Басилая, - но представление задумывалось как семейное. В цирк всегда приходят вместе взрослые и дети, и наша музыкальная сказка для них - мудрая и добрая, без бандитских сцен и циничных откровений, от которых все устали. И если, вернувшись из цирка домой, наши зрители будут напевать мелодии песен, рассказывать соседям, что интересного они увидели, этот мюзикл, цирковое ревю - называйте как хотите "Свадьбу соек" - будет жить.

Тамара Приходько

Оригинал: http://www.stog.ru/article.asp?oid={A5D6800D-9C84-411F-B819-F8592EE5812B}&rubric={5FA264B4-06D5-4F0B-B40F-2C8DA313C8DF}

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru