Rambler's Top100
Мюзикл Арт Проект

Штрихи к жанру


[Штрихи к жанру][Создатели мюзикла][Актеры мюзикла][Гостевая книга]

Московские Бродвеи

Мюзикл, объявленный умершим, штурмует Россию

В Москве неожиданный бум: российская столица пошла по стопам нью-йоркского Бродвея и лондонского Уэст-энда. Еще недавно премьера "Метро" была экзотикой - сегодня мюзиклы плодятся со скоростью "Кошек". Уже есть спектакль-рекордсмен - "Норд-Ост", ценный тем, что он ниоткуда не импортирован, а выращен на российской почве, но успешно конкурирует с привозными шоу и держит первенство: за 10 месяцев его сыграли более 250 раз!

С мюзиклом связывают начало новой истории российской сцены: театр репертуарный будет сосуществовать с театром одного спектакля. У обоих структур есть свои преимущества. Усваивая заграничный опыт, важно не забыть о собственной школе, которой прилежно внимали многие звезды мира, включая тот же Бродвей.

Курица - не птица

Что такое мюзикл?

Термин пошел из американского театра: все, что не опера, но с музыкой, там звали мюзиклом. Драма в США развита мало, театр Бродвея - почти всегда музыкальный, мюзикл стал главным национальным жанром. Поэтому и первый звуковой фильм был мюзиклом ("Певец джаза"), и расцвет Голливуда связан с этим жанром - пышным и дорогим, не претендовавшим на правду жизни, но развлекавшим публику. Мюзикл универсален, он синтезирует в себе всё, что сверкает - от оперетты до спорта, от оперы до цирка, от балета до мюзик-холла. Он визитная карточка Голливуда. В нем красиво любили, фигурно катались и плавали, били чечетку, выстраивали из танцовщиц орнаменты, пели Штрауса и Пуччини. Возникли свои родоначальники, как хореограф Басби Беркли - прародитель клипа, ибо он первым заставил танцевать кинокамеру. Или Джером Роббинс с Робертом Уайзом, которые вывели действие на улицы и первыми сплели мюзикл с драмой. Из мюзиклов пришли к нам практически все "вечнозеленые" американские мелодии - evergreens.

Звезды

Коллега написала, что мюзикл - это когда нет звезд. Все наоборот: мюзикл жанр звездный, он объединил на одной сцене кумиров Бродвея, спортивных чемпионов, цирковых комиков и оперных див. Главные звезды кино США - поющие и танцующие: Фред Астер, Джуди Гарленд, Лайза Миннелли, Фрэнк Синатра, Мэрилин Монро, Джин Келли, Одри Хэпберн, Джули Эндрюс, Ширли Маклейн, Барбра Стрейзанд... Продюсеры московского "Нотр-Дам" поступили грамотно, пригласив на роль Квазимодо Вячеслава Петкуна. Среди звезд новых проектов Филипп Киркоров и Лолита ("Чикаго"), Алексей Кортнев и Дмитрий Певцов ("Иствикские ведьмы").

Эволюция

Сначала упор делался на роскошь музыкально-танцевального шоу, а сюжет был связкой между номерами. Потом родовой чертой жанра стала сильная литературная основа. На язык мюзикла перевели Шекспира и Диккенса, Сервантеса и Шоу, от звезды теперь требовалась универсальность таланта. Но в 60-х возникла "рок-опера", ее отцами стали группа The Who ("Томми") и Эндрю Ллойд Уэббер ("Иисус Христос - суперзвезда") - в ней "роли" сменились "партиями". Переносить этот принцип на весь жанр мюзикла опасно: мы потеряем остроту "Кабаре" и юмор "Хэлло, Долли!". Только сплав драмы с музыкой дарил нам актерские шедевры Одри Хэпберн, Барбры Стрейзанд и Лайзы Миннелли, мюзикл оперного типа в этом смысле стерилен - актер-уникум ему не нужен.

Пионерская линейка Москвы

"МЕТРО" - первый опыт адаптации зарубежного мюзикла к нашей почве. Достоинства: стал тренингом для команды молодых артистов, первая обкатка большого бюджета и дорогих спецэффектов. Недостатки: серость музыки и вторичность либретто - взят польский оригинал, заслуженно провалившийся на Бродвее. Отсутствие ярких ролей и актерских работ. Показ: Театр оперетты. Оценка (из 10): 4.

"НОРД-ОСТ" - первый стационарный мюзикл с ежедневным прокатом, первый случай освоения методов западного менеджмента. Успешный опыт соединения западных технологий с отечественным материалом. Достоинства: качественные музыка и либретто, выросшие из отечественной литературы (Каверин) и родного мелоса. Большой эмоциональный диапазон - от эпоса к лирике, от комедии к трагедии. Добротные актерские работы. Впечатляющие спецэффекты. Органичный патриотизм. Наиболее совершенная в России свето-звукотехника. Недостатки: Таковых не вижу. Показ: Театральный центр на Дубровке. Оценка: 9.

"ГУБЫ" - первый "офф-бродвейский" вариант мюзикла в Москве. Достоинства: добротная литературная основа (Набоков) и хорошая музыка (Журбин), актерский дебют Анастасии Стоцкой. Недостатки: неказистый текст Сергея Проханова, отсутствие обаяния у героя (Евгений Герчаков). Показ: Театр Луны. Оценка: 5.

"НОТР-ДАМ" - первый опыт клонирования западного мюзикла. Достоинства: хорошее исполнение ряда ролей (Петкун, Маракулин, Сергей Ли). Соединение в едином зрелище шансон-концерта и спортивного шоу. Недостатки: неровность музыки, слабость либретто. Показ: Театр оперетты. Оценка: 6.

Съедят ли аборигены капитана Кука?

Лучшее, что есть сегодня в московских мюзиклах, - роль Николая Татаринова в "Норд-Осте", сыгранная актером Таганки Юрием МАЗИХИНЫМ. Роль нетипичная для жанра - она многомерна, в ней традиции русской сцены не просто удачно соединились с требованиями мюзикла, но и внесли в развлекательный жанр не свойственную ему глубину.

- "Норд-Ост" идет ежевечерне почти год, и это первый случай, когда актер, привыкший к репертуарному театру, работает в таком режиме. Не бывает у вас состояния: ох, опять нужно идти играть то же самое, ну не могу больше?!

- Бывает! Надо перед спектаклем сесть вот так, сложить ручки и постараться поймать энергию из космоса.

- А разве сам спектакль, на который зрители ходят по много раз - энергетически подпитаться, не заряжает артистов?

- Конечно, есть азарт. Особенно когда спектакль, что называется, пошел и между сценой и залом возникает некая вольтова дуга.

- А как появляется это мистическое чувство: спектакль пошел?

- Актер без энергетики в мюзикле - нонсенс. Но важно не перебрать: спектакль сбалансирован, тащить на себя одеяло - гибель. Все зависит от актерской команды, а она у нас сильная, с ней интересно работать.

- Были случаи, когда спектакль заваливался?

- Он не может завалиться - технология! Предусмотрено всё - от гвоздя до актера. Там может быть средний актер или гениальный - спектакль будет смотреться хорошо. Потому что его форма ясна и просчитана вплоть до моментов, когда зритель должен аплодировать.

- Это и есть ноу-хау западного мюзикла? Ведь в нашем театре всё сильно зависит от сиюминутного состояния актера.

- Конечно. В этом новизна жанра. И в этом смысле "Норд-Ост" - первый проект такого рода в России.

- Но "Метро" и "Нотр-Дам" использовали те же технологии.

- Я бы не сказал. Их показывают в очередь с опереттой. А новые технологии требуют стационара, как в "Норд-Осте". И другого звука. В Париже "Нотр-Дам" идет на стадионе и огромные шишки микрофонов с многометрового расстояния не видны - а в театре они лезут в глаза. На стадионе не нужен пространственный звук - его нет и в Театре оперетты. А у нас звук идет именно из той точки, где находится актер.

- В столь жестком режиссерском рисунке возможны импровизации?

- Безусловно. Каждый вечер открываешь для себя образ заново, рождаются какие-то новые жесты. В мюзикле актерское существование ближе Брехту: остранение. Хотя "Норд-Ост" спектакль эпический, там есть бытовые сцены, которые надо играть и по Станиславскому.

- Вы воспитанник Свердловской музкомедии и Таганки. Как пригодились эти школы в "Норд-Осте"?

- Свердловский театр - отличная школа, там актер владеет всем спектром вокального и драматического искусства. И там развита культура мюзикла: спектакли Владимира Акимовича Курочкина "Рыцарь Синяя Борода" и "Свадьба с генералом" - классика жанра.

- А на Таганке вы давно?

- Два сезона. Приняли меня очень здорово. Первой ролью стал Ленский в "Евгении Онегине". Играл и Бога в "Добром человеке из Сезуана".

- Когда я говорил с авторами "Нотр-Дам", меня не покидало чувство, что они чувствуют себя капитаном Куком у аборигенов и учат нас настоящему театру. Это было наивно и смешно: они умеют делать шоу, а театр делать умеют как раз в России.

- Поэтому истина - в объединении традиций. Западный мюзикл обогатит нас новым умением, а русский театр даст ему новую глубину. Этот жанр вообще по природе - сплав. В "Нотр-Дам" есть отличные актеры, они хорошо чувствуют и нашу традицию и законы жанра.

- Я четыре раза смотрел "Норд-Ост" и мог наблюдать за зрителями: они ценят не только зрелище, но и интеллектуальное наполнение.

- В том-то и дело. Российский актер ориентирован не на зрительскую массу, а на человека, способного думать. Он и в мюзикле не будет только "исполнителем". С другой стороны, я видел в Лондоне "Призрак оперы" и понял, что любой актер там готов к тому, чтобы играть Шекспира. Этого универсализма нам пока не хватает.

Родина слонов

Бум мюзикла - продолжение традиции: в советском кино мюзикл был любимейшим жанром. Только называли его иначе: музыкальная комедия.

Первопроходцем был Григорий Александров: импортировал из Америки увлекший его жанр. Творческие индивидуальности его соавторов - в первую очередь Дунаевского - были слишком самостоятельны, чтобы подражать: "Веселые ребята" были в доску наши. Но предлагали новый уровень условности, и критики бесились: пастух играет джаз на сцене Большого театра!!! Последующие картины Александрова еще более органично соединили русскую ментальность и опыт Голливуда. Его звезда Любовь Орлова выдержит сравнение с любой из голливудских див. Менее удачны опыты Ивана Пырьева - аляповаты и декларативны; там актеры не обладали универсальностью, а режиссер - нужной школой: кадр был непластичен, хореографии не было вовсе.

В 60-х на экранах СССР появилось сразу несколько западных мюзиклов - "Оливер!", "Смешная девчонка", "Моя прекрасная леди" - они дали толчок фантазии наших режиссеров, возникла серия подражаний, самые удачные - "Мелодии Верийского квартала" Георгия Шенгелая и "Небесные ласточки" Леонида Квинихидзе.

Целым направлением музыкального кино стали фильмы Марка Захарова, созданные вместе с драматургом Григорием Гориным и композитором Геннадием Гладковым. После Александрова никто у нас не обладал таким совершенным чувством жанра как сплава драмы, комедии, музыкальных стихий, пластики и танца. И уж точно нет равных Захарову в умении соткать атмосферу - поэтичную и светлую, но с оттенком философической горечи. В этих фильмах почти нет "номеров", но они чудесным образом ощущаются как музыкальные - возник симбиоз театра и кино, который надо признать уникальным и фирменно "захаровским".

В нашем театре и. о. мюзикла долгое время была оперетта. Дунаевский и здесь дал высшие образцы жанра: "Вольный ветер" и "Белая акация" обладают развитой музыкальной драматургией, какой не знали в ту пору мюзиклы Запада. В 60-х композитор Колкер в содружестве с режиссером Воробьевым предприняли успешную попытку мюзикла на материале русской драматургии - "Свадьба Кречинского" стала событием, но не имела продолжения в Ленинграде. Зато выросла своя школа мюзикла в Свердловске: Владимир Курочкин в Театре музыкальной комедии ставил спектакли роскошные и пластичные, где хореография пронизывала все действие, а актеры демонстрировали разнохарактерные таланты; здесь посягнули не только на итальянского "Черного дракона" и бродвейскую "Хелло, Долли!", но и на чеховскую "Свадьбу с генералом", создав, вероятно, лучшее, что было сделано в жанре мюзикла на советской сцене.

Близки мюзиклу эксперименты Марка Захарова в московском театре "Ленком": "Тиль", "Звезда и смерть Хоакино Мурьеты" и живущие до сих пор "Юнона" и "Авось" проложили путь русской рок-опере. "Юнона" выдерживает сравнение с любым западным мюзиклом, и в художественном отношении до этой вершины пока не поднялся ни один из новых московских проектов.

Катаклизмы 90-х катастрофически сказались на жанре. Возникла пауза, которая теперь взорвалась новым бумом. В музыкальный театр стали вкладывать деньги, и эти деньги даже стали возвращаться...

Мнения экспертов

Александр ЖУРБИН:

Я посмотрел "Норд-Ост" и еще раз убедился: Москва на пороге того, чтобы войти в число столиц мюзикла. Это спектакль безусловно мирового уровня. Он напомнил мне знаменитый "Рэгтайм" по роману Доктороу. Оба спектакля относятся к типу "эпического мюзикла", оба охватывают жизнь нескольких поколений, в обоих - большой диапазон стилистических пластов. Сейчас в Москве чувствуется энергия перемен и есть все предпосылки для нового расцвета музыкального театра. Если так пойдет дальше, то мюзиклы впервые в истории будут из России экспортироваться на Запад.

Алексей РЫБНИКОВ:

Я рад "мюзикальному" буму: это работает на цех, на дело. А удачи вообще редки: в Штатах считают, что если из десяти премьер две удачны - хорошо. У нас катастрофически мало музыкальных театров и еще меньше сцен, приспособленных для музыкального спектакля. Так что появление новых площадок - событие. В "Метро" есть потрясающая энергия, идущая со сцены, есть профессиональная режиссура и многие атрибуты мюзикла. Но мне там не хватило мелодий, способных стать хитами. В "Норд-Осте" класс постановки, хореография на замечательном уровне, и этот спектакль кажется мне серьезным шагом вперед. Я ушел с очень хорошим ощущением в душе, что бывает не часто.

Дмитрий БЕРТМАН:

Мюзикл чаще всего основан на классическом материале и говорит в легком жанре о серьезных вещах. В этом смысле "Метро", думаю, не мюзикл - это типичное шоу. Кроме того, для мюзикла обязательно присутствие шлягера, который потом становится популярным. Пока на московской сцене такого шлягера, по-моему, нет. Но то, что идут активные эксперименты, - очень здорово. Хотя выбор мюзиклов для импорта мне не кажется удачным - я видел "Нотр-Дам" в Париже, он мне уже и там не понравился.

Как это делают в Париже

Есть, конечно, отдельные опыты мюзикла в самых разных странах, но безраздельно царит - англо-американский. Это изобретение богатого Бродвея и заносчивого Уэст-энда: там мощь эстрадной индустрии, там хватает денег и на баснословные костюмы, и на падающие люстры, и на первых звезд планеты.

Теперь в атаку пошли французы. Музыкальное кино наподобие "Шербурских зонтиков" там делали и раньше, но это были скорее меланхолические шансон-оперы, чем мюзикл с его энергетикой. К концу 90-х аллергия на все американское достигла во Франции апогея, и как "наш ответ Чемберлену" возникла рок-опера Люка Пламондона "Стармания". Зрители встретили премьеру с энтузиазмом патриотов.

Сегодня парижская сцена цветет уже целой клумбой музыкальных спектаклей. Из недорогих образцов - "Али Баба" (1999). Патрис Абулкер написал музыку под сильным влиянием Уэббера и автора "Волос" Голта Макдермота - не случайно один из самых бравурных номеров называется "Я рожден на Бродвее": полубезумный андрогин подражает Джули Эндрюс в "Викторе/Виктории". Декорации, что называется, непритязательны, спецэффектов нет, ставка - на трогательную юность главных исполнителей: Себастьяну Лорке (Али Баба) 23 года, Соне Ласен (его возлюбленная Жасмина) - 18.

Затем возник шикарный "Нотр Дам". Уже из рассказа Люка Пламондона автору этих строк ясно, что цельной вещи здесь получиться не могло: "Однажды Ричард Кочанте говорит: у меня тут музыка есть, но для песен не годится - куда бы ее пристроить? Он писал ее для фильма о Марии Каллас, который хотел снимать Дзеффирелли. Кино не состоялось, и мелодии остались бесхозными. Они потом стали песней "Belle" и финальным номером "Пой мне, Эсмеральда".

Эти мелодии и оказались шлягерами "Нотр-Дам". Других хитов там нет: два часа заполнены музыкой среднеарифметической - никакой. Нет и драматургии - есть номера-иллюстрации. В этом смысле опыт советской оперетты - того же Дунаевского - знал несравненно более высокие образцы музыкального развития.

"Нотр Дам" сменили еще более масштабные "Ромео и Джульетта", и повторились все те же приемы: на сцене клубилось световое марево, облаченные в модный латекс фигуры красиво двигались и пели безликие мелодии; блистали мастерством акробаты и жонглеры - родовые черты французского мюзикла быстро становились штампами.

Эти шоу идут в многотысячных залах-стадионах на колоссальных сценах с многоярусными уровнями и циклопической световой машинерией, где огромность пространства рождает свою эстетику (в этом смысле зал Московского театра оперетты, где играют "Нотр Дам", предлагает принципиально иные условия - там уже нет космичности действа). Неизменная пласкивость интонаций, свойственная французскому мюзиклу, лишает его энергии, которой славен его англо-американский собрат; в нем совсем нет юмора и выпуклых характеров, он монотонен и не требует актерских дарований.

Французский мюзикл еще в пути. Уже есть амбиции создать национальный тип зрелища, есть и постановочные ресурсы для него - нет только авторов, достаточно сильных, чтобы пышность спектакля наполнить энергией и содержанием.

Московские проекты

"Иствикские ведьмы"

(Музыка Дана Роу. Постановка Януша Юзефовича. Премьера в помещении Театра-студии киноактера, ноябрь)

Если "Нотр-Дам" - клон парижского шоу, то в "Иствикских ведьмах" контракт разрешает такие вольности, как интерпретация. Режиссер Януш Юзефович известен москвичам по "Метро", сюжет - по фильму с Николсоном и роману Апдайка. Премьера "Ведьм" состоялась в Лондоне в 2000 году, выдержала 504 представления, на подходе премьера в Барселоне, где роль Ван Хорна сыграет Антонио Бандерас. У нас в состязание с Джеком Николсоном вступят Дмитрий Певцов и Алексей Кортнев. В лондонской версии ведьмы демонстрировали чудеса виртуального пилотажа над головами зрителей. Что нас ждет в московском спектакле - тайна. Принимать его приедет Камерон Макинтош, создатель "Отверженных", "Призрака оперы" и "Кошек".

"Щелкунчик"

(Аранжированная музыка Чайковского. Режиссер Андрей Могучий, хореограф Татьяна Баганова. Премьера в зале цирка на проспекте Вернадского, октябрь).

Самый необычный из проектов: художник Александр Шишкин обещает освоить пространство цирка, где нет "четвертой стены", зато есть возможности для зрелища нового типа. Живой оркестр, вокал, кордебалет, цирк, спецэффекты. Щелкунчику - 20 лет, Маше - 16. Второй после "Норд-Оста" стационарный отечественный мюзикл.

"Чикаго"

(Музыка Джона Кандера. Премьера в Театре эстрады, октябрь).

Джона Кандера, как и автора пьесы Фреда Эбба, мы знаем по мюзиклу "Кабаре"; бродвейский спектакль 1975 года поставлен Бобом Фоссом, он выдержал 898 представлений и был столь эротичен, что продюсеры неоднократно требовали его "почистить". Темы московской версии: шоу-бизнес, желтая пресса, "звезда родилась!". Музыка в стиле ретро имитирует стиль 20-х. Шоу ставилось в Лондоне (там играла Уте Лемпер, получившая за роль премию Лоуренса Оливье), Вене, Мельбурне и Ванкувере. Награды: 8 "Тони". Московский продюсер и исполнитель главной роли - Филипп Киркоров. Что для поп-звезды театральный проект - серьезное увлечение или блажь: поматросить и бросить?

Филипп КИРКОРОВ: Вся жизнь - мюзикл

- Вся концепция моей творческой жизни - по сути мюзикл: мои концерты - это спектакли. В детстве я видел много голливудских и бродвейских мюзиклов и вырос с ощущением, что это мой жанр. Тогда и представить себе было нельзя, что Москва запестрит афишами мюзиклов. Но появилось "Метро", и я сыграл там роль своего тезки Филиппа. Потом хотел ставить "Нотр-Дам", но уехал на год в Мексику, спектакль сделали другие. И мое желание привезти в Россию свое бродвейское детство только укрепилось.

- Почему вы выбрали "Чикаго"?

- Я увидел его в Нью-Йорке и влюбился: каждый раз, призжая в США, веду друзей смотреть "Чикаго" - как верный фанат жанра, хочу, чтобы его полюбили все. Но привозить спектакль в Москву на английском языке - значит лишить зрителей удовольствия от его юмора. Надо было делать свою версию. Не хочу рассказывать, сколько ушло сил, чтобы согласовать каждый пункт контракта, и как трудно было разрушить мнение, что в России только медведи и балалайки. Сегодня Москва один из красивейших городов мира, и мне приятно, когда американцы, приезжая к нам, приходят от нее в восторг. Но уж сколько раз хотелось плюнуть, бросить все это!

- А что, были препятствия и в России?

- Так повелось, что у нас многие на высоких постах не помогают, а мешают. Даже не столько "начальники", сколько те, кому они поручают дело. Огромные силы приходится тратить на борьбу с нежеланием что-то делать, с завистью. Но есть, слава Богу, и те, кто помогают - иначе проект бы не родился. У меня блестящая команда - люди, которые готовы со мной сидеть с 8 утра до 12 ночи.

- Мюзикл жанр дорогой - кто финансирует проект?

- Я делаю мюзикл на свои средства: мне трудно просить денег - работает имидж удачливого человека. А богачи у нас дают деньги только тем, кем могут помыкать, вызывать по щелчку к себе на дачу, чтоб артист их увеселял. И нам помогают состоятельные друзья, а также компании, с которыми нас связывают многолетние отношения: "Планета Фитнесс", "Аэрофлот".

- Расскажите о том, как шел кастинг.

- Жанр сложный: актер должен танцевать, как в балете, блестяще петь, органично играть и достойно выглядеть. Вы обратили внимание, что у нас практически нет таких актрис, как Гурченко, которая поет, играет и влюбляет в себя народ? А мне нужно было набрать 15 уникальных талантов! Поиски шли по всей стране - так к нам попала Лика Рулла, самородок из Смоленска. Долго не могли найти актрису на роль Рокси, но в Театре Луны я увидел Настю Стоцкую. Уверен, что после нашей премьеры родятся две звезды. Моим дублером будет потрясающий артист Максим Новиков, уже известный зрителю по работе в мюзикле "Норд-Ост". Я рад, что в "Чикаго" примет участие и главный герой "Метро" - Валера Борвинских, уже не говоря о настоящем бриллианте постановки - Лолите, актрисе, просто созданной для мюзикла.

- "Чикаго" - стационарный мюзикл и будет идти ежедневно?

- Мы готовы играть по бродвейскому принципу: каждый день в течение двух лет. А будет спрос - будем играть дольше. Но это не значит, что я остановлюсь только на "Чикаго", это означает, что я дальше пойду.

- Переквалифицируетесь в продюсера?

- Я никогда не имел продюсеров, а добивался всего сам, мне эта профессия близка. Идеальный продюсер в моем понимании - Алла Пугачева. Она обладает потрясающим нюхом на талант и помогает ему раскрыться. "Чикаго" в этом смысле продолжит традицию "Рождественских встреч". Если чувствуешь свою причастность к судьбе таланта - большей награды и не нужно. В "Чикаго" нет ролей второстепенных: там каждый - главный. И есть еще одна особенность у этого спектакля - присутствие на сцене джаз-бэнда под руководством Сергея Жилина, он принимает в действии активное участие.

- Почему вы решили прекратить свои концерты?

- Последние 20 лет у меня не было возможности остановиться. Я надеюсь воспользоваться этой паузой и немного поменять концепцию своей деятельности. А пока хочу немного побыть продюсером: это поможет подготовить Киркорова-певца к новому шагу в его творчестве. Мне еще рано ставить точки, это всего лишь многоточие...

Беседовал Николай Степанов

Страницу подготовил Валерий Кичин

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru