Rambler's Top100
Мюзикл Арт Проект

Штрихи к жанру


[Штрихи к жанру][Создатели мюзикла][Актеры мюзикла][Гостевая книга]

Симфонизированная КСП

"Известия.Ru", 17.10.01

Ни единой секунды не стыдно за актеров, которые, стремительно перелистывая сюжет "Двух капитанов", непрерывно поют и танцуют. Злодеи (Юрий Мазихин в роли Николая Татаринова и "Ромашка" Олег Кузнезов) - великолепные. Дети - отвязные. И, что самое удивительное, положительные герои (например, главный герой Саня Григорьев в исполнении Андрея Богданова) - невероятно обаятельные.

Объяснить подобное удается только тем, что простые и яркие чувства из сталинских фильмов тридцатых реанимированы с помощью абсолютно новых технологий. Меньше всего "Норд-Ост" имеет отношение к ретро, больше всего напоминает современное кино с клиповым монтажом. И интересна не столько техническая, сколько идеологическая сторона вопроса. Переоборудованный зал застойного ДК, стереозвук, компьютерная оснащенность сцены, бродвейские принципы маркетинга, четырехмиллионный (в долларах) бюджет, Александр Цекало в роли директора проекта, повсеместно разрекламированный самолет-бомбардировщик в натуральную величину и, напротив, до премьеры сохраненный втайне поворотный круг, эффектно взламывающийся в финале антарктическими льдинами (художник Зиновий Марголин), - все это не имело бы смысла, если бы сам продукт не был убедителен. Но авторы, консультировавшиеся с лучшими специалистами в области классических мюзиклов из английской фирмы Кэмерон Макинтош, внедрили непривычные технологии и в сам способ сочинения театрального текста. И именно в этом - главная его удача.

Ведь как обычно сочиняется музыкальный спектакль? Сначала слова, потом музыка, потом постановка. Тут - все ровно наоборот. Сначала сценический рисунок, потом музыка, потом подтекстовка. И все это делают одни и те же люди - классическая бардовая пара Иващенко и Васильев, в свое время воспитанная студенческим театром МГУ. Слабость такого метода в том, что практически исключается возможность привлечения крупных композиторов. Настоящих хитов, которых хотелось бы петь по выходе из зала, нет. С другой стороны, именно так только и достигается предельный динамизм на сцене - ни один другой композитор не сумел бы снизойти до столь вспомогательно-театрального назначения музыки. Незатейливость музыкальной составляющей, впрочем, с лихвой компенсируется остроумными текстами, в которых польщенный слушатель время от времени узнает знакомые строчки: "Веселится и ликует весь народ" или "А напоследок я скажу". То же самое можно сказать и про исполнение - профессиональных голосов почти ни у кого нет (разве что кроме как у Ирины Линдт, сыгравшей роль Катиной мамы - печальной дамы из старой жизни), зато у всех хорошая дикция.

В общем, все в лучших традициях КСП - и это, как раз та находка, которую не объяснишь никаким американским влиянием. Это наше отечественное ноу-хау. Вместе с родным, с детства всем знакомым каверинским сюжетом, оказавшимся идеальной основой для мюзикла, был найден и собственный язык - симфонизированная КСП (в очень важной роли симфонизатора выступил композитор с университетским образованием Сергей Чекрыжов). Кто бы мог подумать, но именно этот походно-байдарочный и порядком уже опостылевший жанр оказался общепримиряющим. В нем, как выяснилось, таятся огромные возможности - там есть и джаз, и пламенное танго, и блатная песня, и этическая музыка, и жестокий романс. Но главное, что там есть - синкретизм, негордая анонимность и врожденная театральность.

Екатерина Бирюкова

Оригинал: http://main.izvestia.ru/culture/article7837

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru