Rambler's Top100
Мюзикл Арт Проект

Штрихи к жанру


[Штрихи к жанру][Создатели мюзикла][Актеры мюзикла][Гостевая книга]

Рокси-блюз

"Алфавит" № 40, 2002.

Конферансье объявляет номер: "Шесть жизнерадостных девиц-убийц исполнят тюремное танго!" На сцену выбегают девушки в черном - высокие и миниатюрные, грубоватые и изящные, - в танце они похожи на смерч. В хоре голосов слышны слова: "он сам нарвался!", "представляете? некоторые парни совершенно не переносят мышьяк".

История двух убийств легла в основу сюжета самого американского, самого циничного и самого успешного бродвейского мюзикла.

11 марта 1924 года журналистка Морин Даллас Уоткинс опубликовала в "Chicago Tribune" статью об актрисе варьете Белве Гэртнер, убившей своего приятеля. На суде Гэртнер отказывалась давать показания, ссылаясь на провалы в памяти, - она была пьяна: "Джин и пистолеты сами по себе довольно опасны, но вместе они создают огромные проблемы".

Через месяц Уоткинс написала еще одну статью: "Убийца слушает джаз, когда жертва умирает". Некая Бьюла Эннэн застрелила своего любовника. Несчастный скончался под аккомпанемент популярного в 20-е годы фокстрота "Hula Lou".

Таких любовно-криминальных историй в те годы было множество, и они пользовались невероятным успехом у читателей: для одних служили развлечением, для других - призывом к активным действиям. А судебные процессы в Чикаго 20-х годов являлись неотъемлемой составляющей шоу-бизнеса: со своими звездами, гонорарами и рекламой.

Собрав достаточно материала, Уоткинс оставила журналистику и отправилась в Йель изучать драму: во время учебы была написана пьеса "Чикаго". Ее героинями стали танцовщицы-убийцы, "искрящиеся грешницы" Рокси Харт и Велма Келли.

Премьера спектакля "Чикаго" состоялась на Бродвее 30 декабря 1926 года. Постановка шла 182 раза, через год был снят одноименный фильм, а в 1942 вышла картина "Рокси Харт" с Джиджер Роджерс в главной роли. (Потрясающий успех для начинающего сценариста, но, кажется, Морин Даллас Уоткинс больше ничего выдающегося не написала.)

За один театральный вечер Рокси с помощью надзирательницы Мамы Мортон, дорогого адвоката-проныры ос связями в прессе Билли Флинна и собственных коварства и целеустремленности оттесняет на второй план звезду криминальной хроники Велму, выходит на свободу и становится королевой подмостков.

Конечно, Боб Фосс - мастер экспрессивной хореографии и уроженец Чикаго - не мог оставить без внимания такой сюжет. Для создания мюзикла он пригласил композитора Джона Кэндера и либреттиста Фреда Эбба.

Композитор Джон Кэндер и поэт Фред Эбб вошли в историю шоу-бизнеса как самый долгосрочный (более 50 лет) и плодотворный дуэт и подарили зрителям популярнейшие бродвейские мюзиклы XX века, в том числе и "Кабаре". Именно они написали мировой супер-хит "Нью-Йорк, Нью-Йорк!" для одноименного фильма Мартина Скорцезе - в этой картине песню исполняют Фрэнк Синатра и Лайза Миннелли. Кстати, Лайзу считают музой-вдохновительницей дуэта Кэндер-Эбб.

Партитура "Чикаго" - это каскад стилизаций под американские шлягеры конца 20-х. А сюжет, приоткрывающий кулисы шоу-бизнеса, актуален до сих пор: скандальные истории и манипулирование общественным сознанием давно перестали кормить одних только американских журналистов. И, похоже, любимая история таблоидов - дело Моники Левински - уже поджидает свою Уоткинс.

Мюзикл "Чикаго" был впервые показан 3 июня 1975 года. Шоу выдержало 898 представлений на Бродвее и 600 показов в Уэст-Энде. В разное время в нем играли Лайза Миннелли, Барбара Стрейзанд, Фрэнк Синатра. Постановку восстановили на Бродвее в 1996 году.

За свою долгую жизнь "Чикаго" был удостоен 6 премий "Tony" и премии "Grammy" за лучший альбом. Права на его постановку покупали продюсеры Канады, Австралии, Сингапура, Гонконга, Голландии, Аргентины, Германии, Швеции, Мексики, Японии, Швейцарии, Австрии и Португалии. А теперь и России.

История об "убийствах, жадности, продажности, насилии, эксплуатации, прелюбодеянии и предательстве, словом, обо всем том, что так дорого нашим сердцам" началась для России в прошлом году, кода Филипп Киркоров и Алла Пугачева приобрели права на постановку "Чикаго" в Москве.

Долгое время ходили слухи, что у продюсеров не хватает денег и что Алла Борисовна собирается продавать недвижимость и машины. Пресса также обещала, что главные роли "зарезервированы" для звездной четы и Кристины Орбакайте. Однако знакомых эстрадных исполнителей в шоу немного: Филипп Киркоров в роли адвоката и Лолита Милявская - надзирательница.

В кастинге участвовали претенденты из разных стран мира, но в нашем мюзикле будут играть только россияне. Всю труппу набирали под жестким контролем американцев - из 5000 человек выбрали 26. Двадцать шесть поющих и танцующих самородков. Самородков, потому что на артиста мюзикла у нас в стране не учат. Потому что таких универсалов, как Любовь Орлова, Людмила Гурченко или Андрей Миронов, взять сейчас негде. Их надо выращивать.

Помимо совсем "новеньких" исполнителей в мюзикле заняты известные российскому зрителю актеры: Егор Дружинин, славный детской ролью Пети Васечкина; артист "Метро" Валерий Боровинских; Максим Новиков - Саня Григорьев из "Норд-Оста". Рыжая Анастасия Стоцкая в "Чикаго" перевоплощается в Рокси, а в "Нотр-Дам" надевает белый парик и играет Флер де Лис и еще в родном "Театре Луны" исполняет главную роль в мюзикле "Губы". Кажется, так и зажигаются звезды.

Продюсер "Чикаго" Филипп Киркоров, вполне обоснованно полагая, что век артиста недолог, не запрещает своим актерам участвовать в других проектах: "Пусть работают, если успевают".

И ребята работают. В зале с большими зеркалами и хореографическими станками, где на полу начерчен воображаемый край сцены, проставлены номера и пунктиром обозначен центр, 26 человек в черном готовятся к репетиции - делают друг другу массаж, растягиваются, отрабатывают прыжки.

Посреди вихря обнаженных рук и ног расположен оркестр. Это авангардная идея Боба Фосса - вытащить музыкантов на сцену, чтобы мюзикл сопровождал самый настоящий живой джаз с импровизациями и синкопами. Руководитель "Фонограф джаз-бэнда" Сергей Жилин разминается почти как актеры: стоя за пультом и зажав в ладони дирижерскую палочку, он размахивает руками, и даже под рубашкой видно, как ходят мышцы по его плечам - нелегко, видно, работать дирижером в мюзикле. Ударник жонглирует барабанными палочками. Пианистка бегает пальцами по клавишам - передняя дека пианино отсутствует, и видно, как молоточки колотят по струнам.

Артисты - в лучших традициях фильма Боба Фосса "All that jazz" - одеты во что-то невероятное: черные трико, цветные гетры, штопаные колготки, шерстяные платки на талиях, горло футболки болтается на спине, а нижний край заведен за шею, косынки, кепки, созревающие повязки и фиксирующие наколенники... Все это исчезает с первыми звуками музыки. Остаются только лаковые ботинки, туфли на высоком каблуке и черные круглые гангстерские шляпы с заплатками изоленты - то ли для блеска, то ли для прочности.

Вся труппа, с ними и американские участники - Скотт Фарис, Мелисса Кинг и Гарри Крист, встает в круг и берется за руки. Последние наставления: "Соберитесь... слушайте музыку... чувствуйте друг друга..." Скоро премьера.

Маша Кузьмина

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru